1.1 «Конфессии» в геополитике
Всегда ли техническое преимущество - залог военных побед? Да, но это верно лишь отчасти. Ведь были и есть примеры, когда обедневшие государства удачно отражали нападения крупных держав. Видимо, вопрос об исходе войн адресуется не только к количеству и качеству боевой техники, но к силам не совсем «военным»: вере, стойкости духа и самоотверженности воюющих людей.… Спросим себя…. как слабый Афганистан выстоял перед Англией и СССР, или как Вьетнам смог отразить напор Америки? Слабые и немощные, на фоне могучих противников, эти государства должны были пасть. Какая же сила сохраняла Ермоловскую Чечню, Испанию начала 19 в. и продолжает «беречь» осажденные сегодня страны? Ответов тому много. Но хотелось бы заострить внимание лишь на одном из них - религии. Храня национальную память и мобилизуя людей она имеет безусловное геополитическое значение.…
Однако, вера не только спасает цивилизации, но часто служит противоположным целям, именно как средство геополитики. Религия может быть орудием какой-либо враждебной силой, активно внедряющейся в цивилизационное пространство государства. Такое внедрение проводится через создаваемые религиозные организации (секты).
«Религия сегодня рассматривается и как эффективное орудие в деле преобразования мира. Именно об этом свидетельствует необычайная активность иностранных держав и их прямое вмешательство в жизнь России во время обсуждения российской общественностью нового закона "О свободе совести". Послания российскому президенту направили президент и сенаторы США и римский папа. Отметим, что … президенту России [рекомендовали] действовать столь же "решительно", как и в 1993 году, когда был расстрелян Дом Советов...»[1]
«На конференции "Гармонизация религиозной свободы с культурными традициями и ценностями", проходившей в Вашингтоне 5-10 октября 1997г., отмечалось, что единственный способ сегодня спасти Россию - послать в нее как можно больше миссионеров для того, чтобы они изменили ее историческое лицо (См. газету "НГ-религии", 23.10.1997г.)»[2]
При подобном развитии событий, нельзя не предположить, что многие религиозные организации (секты) имеют прямое отношение к геополитике враждебных нам государств.
В подтверждение сказанному, приведу признаки религиозных организаций, раскрывающие их геополитическую сущность:
1) Попытки внедрения в политическую систему общества
а)На уровне власти. У многих религиозных организаций (сект) разработана доктрина экспансии и увеличения собственного влияния в стране. Такие организации обычно называют «ставящими политические цели». «Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, "Свидетели Иеговы", саентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми «империями». Они могут оказывать влиять на определенные сегменты политики.
Не обходиться, конечно, и без параноидальных идей. "Свидетели Иеговы" вещают о необходимости устроения "нового мирового порядка" возглавляемого "единым правительством", состоящим только из членов этой секты.
Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина».[3] Один из бывших руководителей организации Муна в России Лев Семенов пишет, что в « 1991-92 годах, в горячих головах некоторых мунитских лидеров всерьез возникала надежда на осуществление бредовой идеи тотального подчинения российского общества идеологии мунизма».[4]
Известно о связях мунитов с политиками. Например, встреча Муна и Горбачева в Кремле. «Впоследствии, уже, будучи бывшим генсеком ЦК КПСС и бывшим президентом СССР, Горбачев участвовал в качестве докладчика на очередном мунитском сборище в Сеуле в 1994 г. Объективности ради заметим, что первый президент СССР здесь не одинок. В широкомасштабных публичных "мероприятиях" Муна на мировом уровне принимали участие и экс-президент США Джордж Буш со своей супругой Барбарой...».[5]
Кроме того, известно, что «Церковь объединения» контактирует с государственными органами более низкого ранга. В «октябре 1993 г. происходит небывалое: на время значительно опустели калмыцкие коридоры власти, потому что многочисленная команда государственных деятелей, сотрудников президентских и правительственных структур во главе с Кирсаном Илюмжиновым дружно отбыла за пределы Калмыкии в соседнюю Кабардино-Балкарию, где в Нальчике с 25 по 30 октября проходил организованный Республикой Калмыкия - Хальмг Тангч и мунитским Международным фондом образования семинар "Духовное обновление и управленческая деятельность", в работе которого приняли участие президенты обеих республик».[6]
У саентологов находим похожие «идеи». «Саентология борется за мировое господство. Целью саентологической организации является то, что можно назвать новый человек и новый мир, в котором все функционирует по саентологическим правилам….Саентология различными путями стремится получить экономическое, политическое и социальное влияние».[7] Так охарактеризовала данную организацию Клаудия Нольте - Федеральный министр ФРГ. И действительно, « чтобы достичь цели в "клировании" планеты, члены саентологической организации призваны занимать ключевые позиции в обществе, бизнесе и политике. В 1979 правящая верхушка Мирового Института Саентологического Предпринимательства (WISE) отметила начало плановой инфильтрации в область бизнеса».[8] «Но сайентологические организации не ограничиваются целью денежного накопления. Церковь сайентологии имеет основной целью подчинение своим интересам государственных структур и органов власти или хотя бы обеспечение собственной независимости от них».[9] «Так, в частности, в Украине прошла информация о связи официально зарегистрированной политической партии "Партия реабилитации тяжелобольных Украины" (ПРТУ) с сайентологами…ПРТУ участвовала в парламентских выборах в Украине, а ее лидер Черныш баллотировался в президенты».[10]
В России так же имеются свидетельства проникновения саентологов « на режимные предприятия, в органы власти, системы здравоохранения и образования.…»[11] В « Пермской области хаббардовской АТ "охвачено" 28 предприятий, в основном оборонных. Мэр Перми Владимир Филь обязался перевести весь город на хаббардовскую систему управления…. Той же линии придерживается и директор крупнейшего сверхсекретного оборонного предприятия Екатеринбурга "Уральский оптико-механический завод" Яламов ».[12] Известна связь саентологов и с российскими политиками. В частности: « …политик, депутат государственной думы Борис Немцов призвал Союз Правых Сил к активному сотрудничеству с "Наркононом"…. Нарконон - фронтовая организация известного сатанинского культа "Церковь сайентологии". Под прикрытием борьбы с наркоманией в "наркононе" сайентологи вербуют новых адептов…. О том что "нарконон" является частью сайентологии Немцов не мог не знать, слишком много шума было вокруг сайентологов в последнее время (например, скандал с Кириенко)».[13] При таком положении дел, не исключается, что часть депутатов Государственной Думы, лоббирующая интересы предпринимателей, поддерживает, тем самым, финансовые ветви религиозных организаций (сект).
Подобных примеров много. Так, «религиозная организация» «Богородичный центр» по данным справочника «Религии и секты современной России», одной из специфичных целей деятельности ставит: «провозглашение Российской Федеративной Теократической страны».[14] Аум Сенрике « стремится к захвату власти. Имеет военизированные формирования…. заводы по производству оружия массового поражения».[15] Секта Радастея пытается влиять на некоторых политиков. Влияние этой организации раньше было достаточно серьезным. Вот выдержка из текста справочника по сектам: «через окружение В.С. Черномырдина они (радастейцы - авт.) могут решать такие вопросы, как, например, о выделении им лагеря на Черном море. В Госдуме, есть даже свой штатный ритмолог, Наталья Лунецкая… последователи секты помогали на выборах мэров 30 российских городов, в том числе и Челябинска.…».[16]
Другая секта - общероссийское Народное Движение " К богодержавию", своими целями определяет «захват власти, контроль над информационным пространством России, установление тоталитарной диктатуры, декларируется стремление к физическому уничтожению Православной Церкви и всех, активно препятствующих распространению идеологии».[17] И так далее и тому подобное.
б) Попытки внедрения в армию и военную сферу
Они осуществляются несколькими способами:
- проводятся в жизнь попытки к «духовному окормлению» подразделений армии.
Мунитами распространяется издание "Внутренний мир солдата" - пособие для воспитания военнослужащих в духе мунизма. « В орбиту мунитской активности тем или иным путем втягиваются некоторые высшие офицеры военных академий Министерства обороны РФ, представители Федерации мира и согласия (ранее широко известной нашим согражданам как Советский комитет защиты мира), Ассоциации военно-политических и военно-исторических исследований. Две последние проводят в Москве в ноябре 1994 г. большую конференцию, в которой активно участвует и "Церковь объединения". Статья ее российских лидеров "украшает" изданный названными Федерацией и Ассоциацией сборник "Религиозные конфессии и безопасность России" (М., 1995). В статье содержится (с. 43) интересная попытка прозрачно намекнуть представителям военных кругов России на большие потенциальные возможности в прямом или косвенном духовном окормлении российской армии "Церковью объединения" (муссирующей свой утопический проект объединения всех религий мира), "поскольку армейские подразделения состоят из людей, принадлежащих к разным религиозным конфессиям"».[18]
Богородичный центр, в свою очередь, стремится «к инфильтрации в государственные и военные структуры по линии духовников ("каждому государственному или военному руководителю - духовного наставника")». [19]
- Религиозные организации (секты) осуществляют шпионаж. Так, в докладе ФСК ("Независимая газета", 10 янв. 1995) Хаббард-колледж был прямо назван в числе организаций, занимающихся шпионажем на территории России. Это Саентологи, филиал которых поддержал Б.Немцов.
- Создание силовых формирований непосредственно на базе религиозных организаций (сект). Организация « резерва… исполнителей на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков в городах Российской Федерации или других антиобщественных акций».[20] Известно, что одной из таких организаций является секта «Традиции, семья, собственность» (по данным Справочника современных культов).
в) Попытки внедрения в сферу образования
Один из примеров такой деятельности, это общий курс «Валеологии», введенный во многих школах. Из частных случаев, приведем мунитские семинары по изучению "Божественного Принципа", «на которых, по сведениям АСД-ОМХ, побывало свыше 60000 преподавателей вузов и школ, студентов, учащихся и их родителей. Особое внимание уделялось педагогам».[21]
Как видно из предыдущего, большинство религиозных организаций (сект) пытаются влиять на сферу образования, начиная с дошкольных учреждений (секта «Фалунь–Гун» в Иркутском детском саду) и заканчивая ВУЗами.
2) Признак обоснованной активности религиозных организаций (сект)
Многие из этих организаций начинают экспансию во время государственных кризисов:
- сильные организации (секты) сами стараются провоцировать такие кризисы или участвовать в этом. С.Григорьев в статье «Экспансия Ватикана провоцирует конфликты» пишет: « Технология действий католиков для расширения собственного влияния хорошо известна, она всегда связана с созданием конфликтных ситуаций и планомерно увеличивающимся давлением на противника, причем давлением по всем направлениям – политическому (через международные организации), общественному (pr-акции в СМИ), да и военному».
- слабые организации пользуются кризисами в своих интересах;
Не стоит забывать, что многие секты получают жизнь благодаря внутренней нестабильности и неустроенности. Поэтому, искать руку враждебного империализма везде, я думаю, не стоит. С т.з. геополитики, внимание стоит обратить на крупные религиозные организации (секты), управляемые из-за рубежа. Согласно их доктрине Россия, как правило, делится на подконтрольные сферы, во главе каждой из которых стоит подчиненный человек. Бостонская церковь, например, в каждом таком регионе держит американца, у церкви Муна все ключевые посты занимают корейцы.
Геополитическая обоснованность, таким образом, заключается в нескольких аспектах: а) Религиозная экспансия соответствует времени внутреннего кризиса; б) религиозная экспансия проводиться странами, имеющими стратегические интересы в данном регионе.
3)Отдельные религиозные организации (секты) пытаются формировать асоциальное и невыгодное государству поведение людей
Указанная деятельность выражается в насаждении космополитизма, или пропаганде того, что государства не существует. В выдержках из экспертного заключения по содержанию вероучения и практике религиозной организации « Свидетели Иеговы» написано, что «деструктивные культы (тоталитарные секты) ориентируют членов организации и всю ее деятельность на отрицание существующих религиозных и культурных ценностей и агрессию в отношении традиционного образа жизни людей». Это частично объясняется потребностью контролировать людей и проявляется во многих сферах. Асоциальные типы поведения формируются разными способами. Простой пример - «уничтожение», нивелирование национальной истории. Такие попытки есть у «Церкви объединения». «Мун учил, что во второй мировой войне "небесную сторону представляли Соединенные Штаты, Англия и Франция", а Германия, Япония и Италия "были на сатанинской стороне". "Вторая мировая война закончилась победой союзных государств небесной стороны", то есть США, Англии и Франции. О роли же СССР во второй мировой войне было сказано буквально следующее: Советский Союз "оказался на стороне союзных держав, ведомых Соединенными Штатами и Англией..." (См.: Принцип Объединения в основных чертах. М., 1993.С. 260, 261) ».[22]
Другой пример. «Организация "Свидетели Иеговы" отказывается отдавать честь любому национальному флагу, отвергает патриотизм и необходимость оборонять свою страну от захватчиков... Адепты организации "Свидетели Иеговы" не признают никакой власти, кроме божественной, опять же произвольно трактуемой ими как власть самой секты».[23] Такой подход просматривается в деятельности многих сект.
Асоциальная функция этих организаций заключается не только в снижении роли или отрицании государственности, но и в разрушении православной цельности России, ведь многие секты открыто призывают бороться с РПЦ.
4) Наряду с формированием антиобщественных норм некоторые религиозные организации (секты) пропагандируют культурные ценности тех стран, интересы которых они представляют
Образец из мунитской практики: Корея - истинное отечество всех адептов. Ну а уж о католичестве, протестантстве и речи не идет. Остается только согласиться с мыслью кн. Н.Трубецкого о том, что « … миссионеры сами на себя смотрят, прежде всего, как на культуртрегеров. Вся их миссионерская деятельность связана со «сферами слияния», с колонизацией, европеизацией, с концессиями, факториями, плантациями и т.п. Миссионеры являются не посланными от Бога проповедниками богооткровенных истин, а агентами колониальной политики или представителями «интересов» той или иной державы. Проповедуя не христианство, а католичество, протестантизм ... миссионеры фактически проповедуют просто саму эту культуру».[24]
5) Признак эффективной системности.
Это, пожалуй, одно из важнейших свойств, формирующих « геополитический эффект» религиозных организаций (сект). Без настоящего признака влияние сект было бы не столь существенным.
Системность, в данном случае, означает многообразие сект на одной территории. А это чревато ситуацией постоянных ценностных конфликтов. Сотни религиозных организаций, причем каждая «с единственно верным учением», провоцируют в обществе культурную неоднородность, построенную, большей частью на нетерпимости. Эффект «системности» может оказывать дезорганизующее влияние на общество. И чем больше сект, чем выше численность адептов, тем серьезнее разногласия. В такой ситуации мобилизующий фактор религии минимизируется. А важность последнего нельзя недооценивать.
Таким образом, мы установили, что геополитическую природу религиозных организаций (сект) можно охарактеризовать рядом условных признаков:
1) Притязательность (проникновение в важнейшие сферы государственной жизни).
2) Обоснованная активность (часто активизация деятельности приходится ко времени внутригосударственного кризиса).
3) Асоциальность (формируют у своих адептов невыгодное государству поведение).
4) Культуральность (несут культуру представляемых стран, могут комбинировать эту деятельность с «асоциальностью» по отношению к данному конкретному государству).
5) Эффективная системность ( секты своим множеством могут провоцировать ситуацию враждебной культурной неоднородности).
1.2 Ситуация в современной России
Вот некоторые социологические данные:
1. «… по-настоящему церковными людьми можно назвать лишь 3-5% наших соотечественников».[25]
2. « около 50% россиян считают себя православными, а 30-35% являются атеистами»[26] Заметьте, «считают». Новая мода может в корне изменить эту статистику.
3. «…по опросам социологов, считают религию достаточно важной ценностью для себя лишь 44% граждан России. 37% вообще не считают религию сколько-нибудь значимой ценностью, а 19% отнесли себя к атеистам».[27]
4. Представителей нетрадиционных религий и сект в России по самым приблизительным подсчетам 1.5 - 4.5 млн.(4-8%) и еще больше сочувствующих (см. приложение)
5. «В России в астрологию верят более 40% населения». (См.: Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.; М., 2000.)
6. «в настоящее время ислам распространен на большой территории России среди значительной части верующих. По приблизительным данным, его исповедуют от 12 до 20 млн. человек»[28][28]
Исходя из приведенных данных, можно заключить, что в России сегодня:
а) 30- 50% атеисты или люди равнодушные к религии.
б) 10 - 15% приверженцы нетрадиционных и западно-ориентированных конфессий (католики, протестанты, баптисты, и другие).
в) 20% - последователи других традиционных вер
г) 5-20% - христиане.
Эти данные свидетельствуют о цивилизационных проблемах России. Однако, многие видные ученые и геополитики продолжают говорить о том, что Россия православная страна, хотя оснований к тому явно недостаточно. Часто можно услышать мнение о том, что православие сохраняет общность славянского региона, выступая моментом, сплачивающим «большое славянское пространство». А из этого вытекает одно: если подменить православие множеством других «исповеданий» - возможна катастрофа. Огромная территория, объединенная в культурную общность, перестанет существовать как некое культурное единство, потеряет свой религиозно-собирательный облик.
Когда же общности не станет, не исключен полный или частичный распад самого государства. Для него нужен лишь катализирующий фактор, как война 1941-1945 годов. Стало быть, хочешь победить Россию - заставь ее поверить в своих Богов.
Вопрос выживания требует возрождения религии или идеологии, как воплощения национальной идеи. И один из возможных вариантов - это православие. «На вопрос: "Как Вы можете оценить современную религиозную ситуацию в России?" бывший советник Ф.-Й. Штрауса Г. Рормозер ответил: "Кое-что мне бросилось в глаза. В последние два года на экране телевизоров мы видим изображения, вызывающие на Западе, и, прежде всего в Германии, чувство растерянности. Для нас немыслимо, чтобы в таком большом городе, как Санкт-Петербург, десятки и даже сотни тысяч людей со свечами в руках маршировали вслед за Патриархом... Многое будет зависеть от того, сможет ли ортодоксальная церковь действительно восстановить и утвердить свое исключительное и монопольное правопритязание. Если сможет, то это приведет к роковым последствиям"»[29]
2. «Геополитика» в современных религиозных доктринах
В теоретических рамках стоит сказать и об обратном влиянии геополитики на религию. Это происходит тогда, когда, по тем или иным причинам, геополитические идеи приобретают сакральный характер. Нередки, к примеру, мистические императивы о противостоянии предвечных орденов «атлантизма и евразийства», реплики о потусторонних «силах» Евразии и тд.
Кроме этого, идеи геополитики нашли эффективное применение в религиозных практиках некоторых сект. Этими идеями пользуются для создания фобий, т.е стойкого иррационального страха по отношению к чему-либо. Секты, создавая культовые фобии, привлекают и удерживают адептов. С. Хассен в книге «Освобождение от психологического насилия» приводит наиболее распространенные культовые фобии. Небольшая часть из них имеют непосредственное отношение к геополитике. Людям внушается следующее:
« Страх перед гонкой вооружений…
Страх перед ядерным холокостом…
Боязнь, что Земля будет разрушена;
Страх перед террористическими актами, биологической войной;
Боязнь преступного заговора тайной группы (Сатана, Единое Мировое Правительство… ЦРУ) с целью захватить и поработить мир»[30]
Все перечисленное, так или иначе, отражено в современных теориях геополитики. И, к сожалению, многие власть имущие делают все возможное, чтобы люди верили в осуществление этих страшных предсказаний, а значит, доверялись сомнительным сектам…
Приложение по религиозным организациям (численность и расположение).
Взято и систематизировано для удобства пользования. Текст из оригиналов. Источники:
- Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Изд-е 2-е, переработ, и дополн. Белгород, 1997. - 459 с.
- Справочник «Религии и секты современной России»
1. Новоапостольская церковь.
В настоящее время в России 67 общин новоапостолов. К этому времени в Москве было уже 1000 новоапостолов и 20.000 по всей России. В Архангельске новоапостольская община возникла в 1990 году усилиями коммерсанта и в то же время пастора из Германии. Зоной особого внимания миссионеров стал Калининград. К этому времени там возникло пять общин и семь миссионерских постов, 15.000 верующих Был восстановлен храм в Гурьевске. Были созданы общины в Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, на Камчатке, в Якутске, Тюмени, Екатеринбурге, Кирове, Перми, Краснокамске. Новое церковное здание было построено в Мурманске.
2. Муниты.
Благовещенск, Брянск, Владивосток, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург (деятельность свернута до минимума), Казань, Калининград, Калуга, Курск, Нижний Новгород, Новосибирск и Новосибирская область (пос.Краснообск и др.), Магадан, Москва, Омск (школа N56 и др.), Пермь, Петропавловск-Камчатский, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт- Петербург, Смоленск, Ставрополь , Сыктывкар, Тверь, Тула, Уфа, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль и др.
В них входит несколько тысяч верующих. В СНГ - 55 общин "Церкви Объединения". По другим данным, муниты имеют своих представителей в 50 городах только России.
Численность адептов.
Только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывается порядка 20000 адептов Муна. В Екатеринбурге - около 500 активно действующих мунитов, в Вологде - 30, в Благовещенске - 50, в Якутске - 200-300, в Магадане - 10, в Ярославле - 50.
3.Свидетели Иеговы.
Архангельск и Архангельская область, Астрахань и Астраханская область (2 зарегистр. и не менее 10-12 незарегистр. общин), Белгород, Биробиджан, Благовещенск, Владивосток, Владикавказ, Вологда и Вологодская область, Воронеж и Воронежская область (Борисоглебск, Грязи, Хреновое, Масловка), Екатеринбург и Свердловская область (зарегистр. 1 община и 7 общин незарегистр.), Иркутск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Кемерово и Кемеровская область (Белово, Новокузнецк, Прокопьевск, Осинники, Таштагол, Междуреченск), Краснодарский край (Краснодар, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Ейск, Абинский и Крымский районы, Славянский, Темрюкский и Красноармейский районы, Приморско-Ахгарск и др.), Красноярск и Красноярский край (60 общин во всех районах, за исключением Эвенкии), Курск, Липецк, Магадан, Москва и Московская область (Серпухов, Калининград, Орсхово-Зусво, Ногинск, Красногорск, Балашиха, Раменское, Шатура, Сергиев-Посад, и др.), Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск и Новосибирская область, Орел, Пермь и Пермская область (в 7 районах), Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Псков, Ростов-на-Дону и Ростовская область (Батайск и др.), Санкт-Петербург и Ленинградская область, Саранск, Сарапул, Ставрополь и Ставропольский край (Невинномыск, Георгиевск и др.), Тверь, Улан-удэ, Ульяновск, Уфа, Челябинск и Челябинская область, Чита, города Хабаровского края, Южно- Сахалинск и другие населенные пункты О.Сахалин, Якутск , Ярославль и Ярославская область (Тутаев и др.) и др.
Общее количество адептов Общества "Сторожевой башни" ("Свидетели Иеговы") составляет, по разным оценкам, от 90 тысяч человек на территории бывшего СССР, в том числе и России, [6] до около 200 тысяч человек только в Российской Федерации [5].
Известно, что в Санкт-Петербурге - около 15 тысяч активных адептов "Свидетелей Иеговы", в Кемерово - около 300 активных адептов этой организации, в Екатеринбурге и области примерная численность активно действующих адептов - 850 человек, в Вологде и Вологодской области - 200, в Челябинской области - 140-200, в Хабаровском крае - 5000, в Саранске - 50, в Петрозаводске - 200, в Магадане - 50, в Красноярском крае - 4000, в Южно-Сахалинске - 150, в Ярославле и Ярославской области - 70-100, в Перми и Пермской области - 1000, в Белгороде и Белгородской области - около 1500, в Астрахани и Астраханской области - 300, Владивостоке - 2500, Мурманске - 60, Ставрополе - 1500.
4. Саентология.
1. Места расположения: Астрахань, Волгоград, Воронеж и Воронежская область (г.Грязи и др.), Глазов, Екатеринбург и Свердловская область (Нижний Тагил и др.), Ижевск, Кемерово и Кемеровская область (Новокузнецк), Красноярск, Магадан. Москва и Московская область (Дубна, Ногинск, Сергиев-Посад, Обнинск, Домодедово, Королев, Юбилейный), Нижний Новгород, Новгород, Новосибирск. Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Тюменская область (Сургуг), Усолье, Хабаровск. Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль и др.
Эксперты из Комитета по спасению молодежи от псевдорелигий считают …несколько десятков тысяч, а число членов саентологической Морской Организации (Sea-Org - саентологический персонал, подписавший контракт на миллиард лет, полные члены, наиболее преданные адепты, внутренний круг адептов) - несколько тысяч человек.
Примерная численность активных последователей саентологии составляет в: Екатеринбурге - около 500, Перми - 50-100, Ярославле - 50, Красноярске - 10-20, Магадане - 15, Якутске - 200-250, Астрахани - 20, Воронеже и Воронежской области - 70-100.
5. « Богородичный центр»
1. Воронеж, Иркутск, Краснодар, Москва и Московская область (Серпухов, Чехов, Люберцы и др.), Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Свердловская область (Каменск-Уральский), Улан-Удэ, Южно-Сахалинск и др.
Численность адептов.
По информации "Богородичного Центра", к ним относятся до 100 общин. Реальное число - меньше. В стране около 100 тысяч адептов (постоянная паства), несколько больше - сочувствующих. Точных данных нет. Известно только, что примерное количество активных последователей в Перми - около 800 человек.
6. Церковь Христа
Архангельск, Барнаул, Биробиджан, Благовещенск, Владивосток, Вологда и Вологодская область (Череповец), Волгоград, Воронеж, Екатеринбург (зарегистрированы 2 организации "Церковь Христа на Урале"), Иркутск. Йошкар-Ола, Казань, Киров, Красноярск, Магадан, Москва и Подмосковье (Люберцы), Мурманск, Новосибирск, Омск. Орел, Псков, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сыктывкар и города Коми (Ухта, Печора, Усинск, Инга, Сосногорск и др.), Тамбов, Тверь, Томск, Хабаровск, Ульяновск, Ярославль и др .
Численность адептов.
в России составляет 12300 человек ("учеников"), в том числе в Екатеринбурге - до 100 адептов, в Мурманске - 1000.
7. «Семья»
Официально "Семья" появилась в России в 1990-91 гг. Общины имеются примерно в 20 российских городах, в том числе в: Москве (4 общины), Санкт-Петербурге, Новосибирске (основная база), Иркутске, на Дальнем Востоке [1,11], Челябинске, Хабаровске, Омске.
Численность адептов.
Сама "Семья" оценивает число своих приверженцев в России в 5000 человек, возможно, занижая его, так как только в Москве существует 13 центров "Семьи".
8. Южный крест.
Группы "Южного креста" расположены в Москве и Московской области [4].
- от 200 до 700 постоянных членов.
9. « Черный Ангел»
Москва, Тверь.( 100 -700)
10. Общество Сатаны
Москва и Московская область (Лобня, Балашиха и Дубна), Санкт-Петербург.
Численность адептов: несколько сот человек, вплоть до одной тысячи.
11. Российская церковь сатаны
Подчиненные группы расположены в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.
( неизв.)
12. Центр « Юнивер»
Московская область: г.Щелково, г.Фрязино, деревня Гребнево. ( 100)
13.« Черный дракон»
Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону.
Точных сведений нет. По данным [1], численность адептов в трех вышеназванных городах вместе с сочувствующими и помогающими иногда с публикациями - несколько тысяч человек. ( Справочник по культам).
14. « Крысятницы»
Секта в условиях строжайшей конспирации действует в Москве и Подольске Московской области.
Численность адептов. По некоторым оценкам, в настоящее время численность адептов составляет около 300 женщин в возрасте от 16 до 36 лет, "ветеранов"осталось не более десятка.
15. «Мадра»
Тюмень и тюменское пригородное село Антипино.
Численность адептов: неизвестна, возможно, составляет несколько десятков человек.
16 « Черное братство»
Москва и некоторые населенные пункты Московской области.
Численность адептов: от 100 до 300 человек в возрасте от 25 до 80 лет.
17 Последователи учения Карлоса Кастанеды
Группы последователей Карлоса Кастанеды действуют в следующих городах России:
Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург и др.
18. Новый Акрополь
В России "Новый Акрополь" существует с конца 80-х годов. Не ведет открытой деятельности. Распространяет свое влияние в среде предпринимателей и студенчества [1 ]. В настоящее время организация активно пытается расширить свое влияние, в частности, установить влияние над некоторыми группами "толкиенистов" (поклонников произведения Толкиена "Властелин колец"). расположение : Москва.
19 "Церковь Адамитов"
Месторасположение центров: г. Рыбинск Ярославской области.
20. «Белое Братство»
К лету 1993 года "Белое Братство" распространилось как минимум в 45 городах России. Данные, естественно, неполные. Экстраполируя, можно утверждать, что филиалы "Белого Братства" существуют практически в каждом областном городе.
Астрахань и Астраханская область (Ахтубинский район), Барнаул и населенные пункты Алтайского края, Белгород, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург и города Свердловской области, Красноярск, Курган, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Петрозаводск, Псков, Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Тюмень, Челябинск, Улан- Удэ, Ярославль и др. Известно, что в настоящее время законспирированные группы адептов "Белого Братства" действуют в более чем 35 городах России.
21 Международный центр космического разума".
Месторасположение центров. Москва, Шенкурский проезд. ( 10 - 200)
22 Группа Доброслава
Кировская обл., Шаболинский р-н, п.о. Указна, д.Весенево.
Численность адептов: не более нескольких десятков приверженцев Доброслава на всю Россию.
23 "Хабратц Хэрсе Хэор Бохер"
в России - Москва. в Москве - несколько десятков человек.
24 Экология сознания
.Пермь Численность адептов. Общее число последователей Трехлебова ориентировочно составляет несколько сот человек.
25. Движение Грааля.
Издательство "Мир Грааля": Москва, ул. Смольная Один из центров организации есть в Перми.
26 Ассоциация « Колыбель Сибири»
г.Новосибирск и частично - Новосибирская область( Неизвестно)
27 Центр йоги "Крылья совершенства"
Центры йоги "Крылья совершенства" активно действуют в Санкт- Петербурге (одна тантрическая группа) и в Москве.
28 "Семья Детей Бога"
Месторасположение центров. Группы последователей существуют в ряде городов России, в том числе в Санкт-Петербурге, Перми, некоторых населенных пунктах Пермской области, Ейске Краснодарского края. Численность адептов. У организации свыше 200 последователей только в Перми [2].
29 "Ошмарий-Чимарий"
Месторасположение центров. Республика Марий-Эл, г.Йошкар-Ола. Основная сфера влияния организации - луговая часть Республики Марии-Эл под Йошкар-Олой. В состав центра "Ошмарий-Чимарий" входит Нижегородская областная языческая община. Численность - неизв.
30 "Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
Центры последователей П.Иванова есть во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Белгороде, Вологде, Череповце и др.
31 Рэйки.
В Москве действует около 60 мастеров "Рэйки" (известны следующие мастера: Татьяна Копцева, Александр Мартынов, Е.Дубровский, Ма Тхьян Ранвита).
31 Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Москва.
32 "Троянова тропа"
Месторасположение центров. Новосибирск и некоторые населенные пункты Новосибирской области.
33 "Церковь Последнего Завета"
Основной центр - в Минусинске Красноярского края.
Астрахань, Белгород, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Краснодар и Краснодарский край (Геленджик), Красноярский край (Минусинск, некоторые населенные пункты Минусинского, Курагинского и Каратузского районов), Курск, Липецк, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь и Пермская область, Санкт-Петербург, Саратов, Хабаровск, Челябинск и др.
Реальное же количество адептов Виссариона значительно меньше - около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае, а другая занимается прозелитизмом во многих городах Российской Федерации [3,6].
Примерная численность активно действующих последователей Виссариона в Екатеринбурге - 50 человек (1 зарегистрированная община), в Челябинской области - 60, в Красноярском крае - около 3 тысяч, в Воронеже - 70 человек (помимо 16 семей, переселившихся из Воронежа в коммуну Виссариона в г.Минусинск), в Перми и Пермской области - около 200, Астрахани - 10.
34 "Международный эзотерический центр "Vita"
Москва, Пермь. Численность адептов: не более 100 человек
35. Храм "Шеол"
Центры расположены в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, летом проводятся семинары в Геленджике.
36 Белая экология.
Москва, Воронеж, Пермь.
Количество адептов. По предварительным данным, число последователей в Воронеже составляет на данный момент не более 50-60, в Перми - 20-30.
36 "Стрелы Урилы"
Месторасположение центров:
Ижевск. Численность адептов: несколько десятков человек
37 "Удмурт Вось"
Месторасположение центров:
Ижевск. Численность адептов: несколько десятков человек.
38 Тетрада, Школа Диворга
Москва. Несколько десятков человек.
39 Центр "Единение"
Месторасположение центров. Центр "Единение" активно действует в Москве.
40 "Бажовцы"
Месторасположение центров: Челябинск. Несколько сотен человек.
41 Школа единения "Всеволод"
Месторасположение центров: Волгоград. Численность - 10 -50.
42.Академия Золотова"
Месторасположение центров: Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Санкт-Петербург.
43 "Ананда Марга"
Владивосток, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Южно-Сахалинск и др.
44. « Аум синрике»
В России филиал "АУМ Синрике" был зарегистрирован и начал работу в начале 1992 года. До 1995 г. только в Москве эта секта имела б центров [12].
Известно, что в настоящее время группы последователей "АУМ Синрике" в условиях конспирации действуют в следующих городах:
Астрахань, Белгород, Владикавказ, Волгоград, Москва и Подмосковье (Люберцы, Красногорск, Железногорск), Нижний Новгород, Псков, Санкт-Петербург, Уфа, Южно-Сахалинск. И данный список - неполный.
Численность адептов.
По оценкам лидеров "АУМ Синрике", на январь 1994 года число их адептов в Москве составляло 35 тысяч человек, а в целом по Российской Федерации на апрель 1994 г. - немногим менее 50 тысяч человек. Эксперты из Комитета по спасению молодежи утверждают, что и после запрещения ее деятельности по решению суда в апреле 1995 г. секта "АУМ Синрике" продолжает активно действовать на территории нашей страны, при этом число ее адептов реально составляет, по разным оценкам, сегодня от 10 тысяч человек [ 4 ] до 30 тысяч человек (монахов и немонахов
45 "Радха Соами Сатсангх"
Группы последователей действуют в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Архангельск и другие города.
46 "Брахма Кумарис",
Точные сведения отсутствуют. Известно только, что в Перми действуют около 800 активных адептов "Брахма Кумарис", а в Москве - несколько сотен + в Питере.
47 Последователи Бабаджи
Другие названия: бабаджисты. Группы последователей Бабаджи действуют в следующих городах России: Москва, Воронеж, Санкт-Петербург и др. Численность - Неизв.
48 БАХАИ
В настоящее время в России имеется более 350 общин бахаи, большинство из которых не зарегистрировано [2].
Центры и общины "Бахаи" действуют в следующих городах России: Екатеринбург, Ижевск, Краснодар, Красноярск и Красноярский край (Канск, Шарыпово), Москва, Мурманск, Пермь, Санкт-Петербург, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск и др. города о. Сахалин (Холмск), Ярославль и др.
Численность адептов.
Бахаисты утверждают, что во всем мире их около 4-6 млн. человек, на самом же деле эта цифра значительно завышена.
49 "Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Месторасположение центров. Москва, Санкт-Петербург.
50. Шри Чимноя
Известно, что центры Шри Чинмоя действуют в России в следующих городах: Астрахань (1 зарегистр. как обществ, организация), Москва, Санкт- Петербург, Рязань, Ульяновск, Пермь, Ярославль, Хабаровск (1 община), Белгород, Ижевск и других городах.
Численность адептов.
Ориентировочная численность активных последователей адептов Шри Чинмоя в Ярославле - 10, Астрахани - 20-30, Белгородской области - 30
51 « Общество сознания Кришны»
России на 1 января 1996 года было зарегистрировано 112 религиозных объединений Сознания Кришны [10].
Общества Сознания Кришны действуют в настоящее время во многих городах нашей страны, в том числе следующих:
Архангельск (2 общ.), Астрахань (1 община и 1 благотворительное объединение), Белгород, Биробиджан, Благовещенск, Брянск, Владивосток, Вологда, Ейск, Екатеринбург и крупные города Свердловской области (Каменск-Уральский и Нижний Тагил, 4 зарегистр.общины и 2 незарегистр.), Ижевск (1 зарегистр.общ. и 2 незарегистр.общ.), Иркутск, Калининград, Кемерово и Кемеровская область (Новокузнецк), Краснодар и Краснодарский край (Сочи и др.), Красноярск, Курск, Магадан, Москва и Московская область (Ногинск, Ступино), Мурманск, Нальчик, Нижний Новгород, Новороссийск, Новосибирск, Омск, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саранск, Смоленск (1 общ.), Ставрополь, Тамбов, Челябинск, Чита, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль и Ярославская область (Рыбинск, Угличский район и др.).
Численность адептов.
По оценкам адептов других индуистских религиозных течений и первого советского кришнаита Анатолия Пиняева, позже кришнаизм оставившего, кришнаиты склонны весьма приукрашивать свои достижения в количестве привлеченных приверженцев, в России говоря, что в Индии у них миллионы сторонников, в Индии - что у них миллионы сторонников в России, на деле кришнаитское движение представляет собой весьма незначительное течение индуизма, имея скромное число адептов именно своей организации в Индии, всего несколько тысяч адептов в нашей стране и несколько десятков тысяч - во всем остальном мире (имеются в виду полные адепты, посвященные).
52 "Миссия Божественного Света"
. В России общины последователей гуру Махараджи Джи активно действуют в: Москве, Перми и других городах.
53 Культ Раджниша (Ошо)
В России - в Санкт-Петербурге, Воронеже (действует с 1996 г. под названием "Тантра Йога") и Москве. Численность адептов. Точных данных по России нет. Известно лишь, что в Воронеже - 30- 35 последователей Раджниша.
54 "Сахаджа-йога"
Месторасположение центров. Центры "Сахаджа-йоги" активно действуют в следующих городах России: Москве, Тольятти, Бердске Новосибирской области, Воронеже и ряде других городов.
В Москве - несколько центров. Численность адептов.
Точных данных нет. Однако, известно, что в Воронеже - до 100 последователей "Сахаджа-йоги".
По данным [3] , в Тольятти из 800-тысячного населения этого города около 80 тысяч (!) человек причисляют себя к последователям "Сахаджа- йоги".
55.Культ Сатьи Саи Бабы
Месторасположение центров. Центры и группы последователей Саи Бабы расположены практически во всех крупных городах России, в том числе следующих:
Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Волгоград, Хабаровск, Воронеж и др.
Численность адептов. Точных данных нет. Известно только, что примерная численность активных адептов в Астрахани - 10, Воронеже - 25.
56 "Трансцендентальная медитация"
В России центры и группы последователей культа "Трансцендентальная медитация" действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Иркутске и других городах.
57 Тантрические группы.
Москва ("Академия йоги", "Тантра-Сангха", культ Раджниша, "Брахма Кумарис", "Восточный Дом"), Санкт-Петербург ("Брахма Кумарис", тантрическое общество "Панчама-Веда"), Пермь ("Радха Соами Сатсангх", "Брахма Кумарис"), Нижегородская область (г.Дзержинск - филиал "Тантра-Сангха") и многие другие.
По состоянию на 1 января 1996 г. в России было зарегистрировано 3 тантрических религиозных объединения [4].
Московская община "Тантра-Сангха" под руководством Шрипады Садашивачарья зарегистрирована 8 сентября 1992 г., хотя фактически возникла за несколько лет до этой даты. Первые приверженцы тантризма в РФ появились в конце 80-х - начале 90-х годов. Группы тантристов есть почти в каждом крупном городе России, а также на Украине, в Белоруссии и в ряде стран СНГ [4].
Численность адептов.
В Москве насчитывается 5 монахов и около 50 полноправных адептов общины "Тантра-Сангха", прошедших обряд инициации, а также до 1 тысячи "свободных последователей" тантризма, не прошедших обряда инициации [4]. Оценка численности адептов тантризма может быть проведена лишь очень приближенно вследствие высокой эзотеричности тантристских групп и дает цифру порядка нескольких тысяч, максимум до 12 тысяч.
58 Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
Есть центры на Украине и в России: в Москве и Санкт-Петербурге
59. "Тоицу Кекай"
Месторасположение центров. "Тоицу Кекай" давно уже действует на территории России, и особенно активно - на Сахалине [1].
60 "Восточный Дом"
Месторасположение центров.
В Москве - здание Института почвоведения, Иркутск
61 "Белый лотос"
России - Москва, Санкт-Петербург и некоторые населенные пункты Всеволожского района Ленинградской области (там действует филиал, ориентированный на подготовку девушек и женщин).
Численность адептов.
По словам Скубаева( основатель) , в 1993 г., число его "бойцов" перевалило за 25 тысяч человек.
62 Культ Ауробиндо Гхоша
В России адепты этой организации действуют в Ярославле (численность не известна).
63 Центр "Ананда"
Духовное братство "Ананда", общество крия-йоги, последователи Йогананды, группа "Утренний свет".
64 "Ревнители истинного благочестия"
Месторасположение центров. Общины последователей Петра действуют в Москве, есть несколько семей - на Кавказе. Численность адептов. Точные цифры отсутствуют, хотя, по некоторым оценкам, количество его последователей составляет от 50 до 200 человек (в [3] приведена цифра - 150).
65 Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Филиалы организации действуют в 20 странах, в том числе в Российской Федерации.
66 Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Месторасположение центров. Самая крупная община северо-запада России находится в Санкт- Петербурге. Есть также общины в Рыбинске, Вологде, Вырицах, Череповце и п.Сямжа Вологодской области. Численность адептов. Вологодская община насчитывает не более 20 адептов, в Сямже - около 500. По другим данным, общее количество последователей составляет в Вологодской области 150 человек.
67 Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
В России управленческий центр мормонов - Религиозная ассоциация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов).
Миссии мормонов действуют в следующих городах России:
Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Калиниград, Краснодар, Магадан, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск (в том числе, в школе N64), Ростов-на-Дону (Новочсркасск), Самара, Саратов, Санкт- Петербург, Тверь, Челябинск и др.
Численность адептов.
Численность мормонов в России в настоящее время, по заявлению представителя "Церкви Иисуса Христа Святых последних дней" в нашей стране, старейшины Шварца летом 1996 года, составляет около 5 000 человек. Известно, что в Челябинске - около 40 мормонов, в Воронеже - 30, Магадане- 10-20, Екатеринбурге - 150.
68 Секта скопцов
Месторасположение центров.
Общины действуют в Москве, Ставрополе и некоторых населенных пунктах Ставропольского края
Численность. Точных данных нет, однако, можно предположить, что количество последователей секты скопцов по России (с учетом пожилых приверженцев секты, посвященных в нее в 30-е годы) составляет от нескольких десятков человек до 100-150 человек.
69 Церковь "Завета" (ЦЗ)
В Новосибирске филиал организации носит название "церковь завета", в г. Искитиме - "русская христианская церковь", в Абакане - "церковь прославления", в Барнауле - "церковь благословения" и т.д.Поэтому можно говорить о наличии целого движения, получившего название "Вера и теология процветания", Москва… По оценкам специалистов, в настоящее время в России около 200 тысяч адептов этой организации.
70 "Благодать" (Grace)
В странах СНГ "Grase" имеет свои представительства в России, Белоруссии, Украине, Узбекистане. В России присутствуют практически во всех городах с населением свыше 500 000 человек
72 «Этика поведения человека» - клуб факел
Секта ясновидящих . В настоящее время существует под разными названиями около 70 групп и ответвлений "клуба", около 10 из них действуют в Новосибирске, остальные в регионе и по России, вплоть до Москвы. Одно время "клуб" был зарегистрирован как центр по работе с детьми при администрации Новосибирска.
73 СТРАНА АНУРА
Театр Духа", "Центр Обогащения Жизни", ануровцы.
История секты: Возникла эта религиозная организация в 1992 году в пос. Ключевой близ г.Мыски Кемеровской области. Широкую известность приобрела с 1995 года. Основатели учения - супруги Кузьма и Наталия Серебрянниковы. 500- 700 человек.
74 Радастея
Только на территории Среднего и Южного Урала членов этой секты более 1000 человек. имеет свои филиалы во многих странах мира, а также отделения почти во всех крупных городах России и СНГ
75 Анастасия
Одно из названий - Движение "Анастасия". Оно занято популяризацией идей Пузакова, а также производством религиозной продукции секты под торговой маркой "Звенящие кедры России" (качество гарантировано!). Среди организаций "анастасийцев" - Фонд культуры и поддержки творчества "Анастасия" в г. Владимире.
Существуют и другие центры "анастасийцев". Один из них, "Исследовательский Центр Анастасии", содержит в Москве сам Пузаков-Мегре. В Томске в 1999 г. образован центр "Кедры Сибири". Под видом заботы о сохранении кедровников в тайге сектанты уже вступили в сотрудничество с Госкомэкологии РФ. В Челябинске члены центра "Анастасия" заняты созданием "пространства любви и островка света" ("Восточный экспресс", 17 июня 1999 г.).
76. Католики 400- 500 тыс
77 Баптисты ( 1,5 - 2 млн. и столько же сочувствующих)
78. Протестанты
79 Лютеране
81 Англиканство
82 Союз ХВЕ
27 марта 1991 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации была зарегистрирована Церковь Союза ХВЕ России (свыше 100 тыс. учтенных приверженцев Церкви, более 600 общин). Национальный состав Союза ХВЕ России: русские, украинцы, белорусы и представители более 100 национальностей России. Общины есть во всех 78 субъектах Российской Федерации.
83 . Российский Союз Христиан Веры Евангельской ("ЦЕРКОВЬ БОЖИЯ")
84. Ассоциация Христианских Миссий (10000 т.чел)
Итого: 2.5 - 4.5 млн. человек + сочувствующие.