Евразийство и глобализация

Отношение евразийцев к глобализму - проблема, которая требует отдельного рассмотрения. В целом представители евразийства негативно относились к этому явлению, точнее западной его редакции. К.Чхеидзе, в частности, идею мирового правительства назвал фикцией. Стремление к " общечеловечности " стало дежурным поводом ругать европейцев и их культуру. Да и сама по себе критика «глобалистских притязаний» есть важный столп евразийской концепции. Исходя из этого, оно «обретает себя», идентифицируя с явлением противным, «контглобальным», а значит и чуждым романо-германству. Однако, несмотря на подобную критику, учение дублирует отдельные тезы глобализма и потенциально восприимчиво к нему. Это говорит о некой сущностной схожести евразийства и «западнизма», что особенно заметно на современном этапе развития доктрины. Полагаю, есть ряд свидетельств того, что евразийство никогда не было свободно от собственной версии глобализма. Вот несколько примеров.

Г.Флоровский в статье ''О народах неисторических'' так пишет о русском народе: " Он - подлинное орудие Божие, творческий носитель Божественной и вселенской жизни,"общечеловеческой или вселенской культуры"» Итак, русский народ - выразитель ценностей «общечеловеческой» культуры.

Но почему та же идея, в европейской обработке, вызывает у евразийцев чувство протеста: "…в этом (в универсальности - авт.) главный и основной грех современной европейской цивилизации. Она стремится во всем мире ... ».[1]

П.Савицкий в ранних работах вывел две известные формы империи: Римскую и Британскую. Первая - колониально-материковая, как Россия: без внутренних границ, разделяющих метрополию и колонии. Вторая - " колониально - заморская " с географически разбросанными владениями - Германия, Англия. Первая форма - " империализм с человеческим лицом", строящий наднациональную культуру, с гарантией на "экономическую равносильность и равноправность народам "[2] Выводился совершенно особый тип колониального государства, что-то вроде " неавторитарной империи «с цивилизаторской миссией» (а Савицкий верил в эту миссию, как европейцы верят в миссию глобализма). Что это - утопический подход? Но почему поверхностный утопизм П.Савицкого скрывает собою " геополитическую биологию " и выживание видов? Например, его мнение о существовании " здорового империализма" с правом колонизации, которое виделось как «перемалывающее в своем движении и развитии относительно слабые государственные и догосударственные образования». [3] Размышления приводят Савицкого к дискриминационным (с т.з. принципов демократии) выводам о существовании " первонаций " (напр. Россия, Украина) и других образований. Остальное выводится логически.

Н.Трубецкой в статье " Об истинном и ложном национализме " напоминал, что « …истинным, морально и логически оправданным может быть признан только такой национализм, который исходит из самобытной национальной культуры или направлен к такой культуре. Мысль об этой культуре должна руководить всеми действиями истинного националиста... Все, что может способствовать самобытной национальной культуре, он должен поддерживать, все, что может ей помешать, он должен устранять".[4] С таким положением дел у Н.Трубецкого, делает вывод А. Акшеров, "...практика современной глобализации оказывается прямой наследницей теории евразийства"[5].

Сегодня " евразийский глобализм " достаточно оформлен и открыт: «Евразийство предлагает свою модель глобализации. Если атлантистская предполагает универсализм, то евразийская глобализация - дифференциацию.»[6]

« Речь должна идти о проекте континентальной или частичной глобализации, противостоящей тотальной однополярной глобализации, то есть об идее многополярной глобализации.».[7] Да как можно говорить о разнополярном глобализме, если суть глобализации - это универсализация определенного типа, унификация какого-то многообразия?

Настораживает антирелигиозность стремлений евразийства. Глобализм и православие - совместимы ли они? И коли уж, евразийцы называли себя верующими, то возникает вопрос: что для них было важнее - геополитика или вера.

В первом случае - это "Евразийское государство", которое «должно последовательно идти к универсализации своего типа, вбирая в себя иные культуры и этносы...»[8] И «... рано или поздно идеократический строй распространится на все страны, ныне пребывающие на стадии плутократии и демократии. И тогда чисто идеократический тип станет всеобщим».[9] К сведению, европейская глобализация тоже начинается с распространения демократической формы правления, как идеократия у Трубецкого.

Во втором случае - это религия. Толкование Апокалипсиса Иоанна Богослова говорит, что в " конце " останется только одно всемирное государство и одна религия. «И дано ему было (зверю-авт.) вести войну со святыми и победить их; и дана ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем».[10]

Глобализация, как знамение апокалипсических пророчеств не согласуется с православием. Как быть верующим и разделять идеи универсализма, пусть даже евразийского? И как удалось евразийцам соединить в себе столь разные понятия - глобальности и христианства, притом, что второе с первым не согласуются. Вопрос остается открытым…

Примечания к статье "Евразийство и глобализация"